Можно ли назвать паука насекомым почему, к какому классу относятся паукообразные

Паук – это насекомое или животное?

С научной точки зрения считается, что пауки – это животные, которые относятся к типу членистоногих и классу паукообразных. На планете можно встретить порядка 42 тысяч разновидностей пауков, в том числе 1,1 тысячу ископаемых. Пауки населяют практически все уголки земного шара. Их можно обнаружить в таких условиях, где ни одно живое существо жить не сможет. Этот вид хищников питается насекомыми, мелкими видами животных, а также земноводными. Среди множества разновидностей встречаются пауки, которые питаются зеленой частью растений. Наука, которая изучает жизнь пауков, называется арахнологией.

Пауки: описание

Этих мелких живых существ можно встретить везде, как в природных условиях, так и в жилище человека, в подвалах, на чердаках, в различных хозяйственных постройках. Зачастую, из-за не больших размеров пауков называют насекомыми, но если представить, что в условиях тропиков встречаются представители паукообразных размеров до 35 см, то это ошибка.

На самом деле, если быть точным, то пауки и насекомые представляют животных, относящихся к типу членистоногие. Отличаются они только классами и отрядами. Ответ на вопрос, к какому виду живых существ относятся пауки, в корне неверный, поскольку можно смело говорить о том, что пауки – это животные, которые представляют определенный класс.

Чтобы было понятно! Многие привыкли к тому, что всякие букашки – это насекомые, а млекопитающие – это животные, что приводит к некоторым проблемам в определении этих факторов. Поскольку паук отличается своими особенностями жизнедеятельности, то их определили в отдельный класс. То, что паук – это не насекомое, это точно.

Класс «паукообразные»

То, что пауки определены в отдельный класс «паукообразные», не должно возникать никаких вопросов. Все животные этого класса имеют характерную особенность – их тело разделено на 2 части: брюшко и головогрудь.

Существует еще одно отличие, которое сразу же бросается в глаза – это наличие 8 ног, вместо 6. Паукообразные так же имеют хелицеры, которые расположены спереди головогруди, а также пелипальпы, похожие на щупальца. Как правило, они располагаются по бокам, по размерам отличаются от передних лап, но выполняют такие же функции: с помощью их паук удерживает свою жертву и перемещается.

Важно знать! Пауки относятся к классу «паукообразные» и представляют вид членистоногих.

Виды и подвиды

Пауки стоят обособленно, так как имеют ряд характерных отличий, не свойственных другим видам животных или насекомых в том понятии, которое имеют люди. Эти различия сводятся к некоторым формам жизнедеятельности, таким, как размножение, питание, размеры и т.д. Эти различия характерны и к другим представителям этого семейства, в зависимости от вида или подвида.

К характерным особенностям пауков следует отнести:

  • Тело состоит из двух частей: брюшка, различной формы, в зависимости от вида и головогруди.
  • Характерно наличие 4-х пар ног, 2-х хелицер и пелипальпов.
  • У пауков нет усов.
  • Их особенность – это плетение паутины для различных целей, причем рисунок паутины может быть уникальным.
  • У пауков имеются ядовитые железы, яд которых парализует жертву.
  • Пауки ведут одиночный образ жизни. Большинство самок, после оплодотворения, съедают своих избранных.

Паукообразных можно встретить практически во всех уголках нашей планеты. Существуют и экзотические виды, не представляющие опасности для человека и, которые содержатся в качестве домашних питомцев.

Науке так же известны виды, которые опасны для человека, поскольку их укус может оказаться смертельным. Как правило, подобные виды населяют тропики и другие, более жаркие территории, такие, как пустыня, например. В наших местах ядовитые пауки встречаются крайне редко. Основные виды пауков – это настоящие санитары, которые ведут каждодневную борьбу со многими, порой опасными для человека, насекомыми. Естественно, что появление пауков в жилище человека воспринимается членами семьи крайне негативно. Эта негативная реакция усиливается устрашающим внешним видом пауков, но на самом деле, большинство из видов практически безвредные для окружающих.

Класс паукообразные

Класс паукообразные включает в себя около 114 тыс. видов пауков, приспособленных к жизни в наземной и воздушной среде обитания. Именно паукообразные первыми (в эволюционном плане) заселили сушу. Согласно систематике паукообразные относятся к подтипу Хелицеровые.

Их строение является отражением приспособления к суровым наземным условиям, где высока вероятность пересыхания, и самый ценный ресурс — вода. В число паукообразных входят отряды: скорпионы, пауки и клещи.

Изучает пауков наука — арахнология (от греч. arachne — паук и logos — слово).

Большинство паукообразных — хищники, питающиеся насекомыми. Они строят ловчую сеть, паутину (тенету), охотятся из засады. Часть паукообразных перешла к паразитическому образу жизни: они присасываются к коже как наземных, так и морских животных, питаются кровью хозяина. Клещи могут служить переносчиками инфекционных заболеваний человека и животных.

Мы рассмотрим данный класс на примере типичного представителя — паука-крестовика. Также остановимся на других наиболее значимых представителях этого класса.

Паук-крестовик

Такое название паук получил неслучайно: на его спинке имеются белые пятна, образующие крест, благодаря чему он легко узнаваем.

    Покровы, опорно-двигательная система

Тело подразделяется на головогрудь и брюшко, покрыто хитиновой кутикулой, которая служит защитой животному от пересыхания. Полость тела — миксоцель. Конечности брюшного отдела отсутствуют (редуцированы), всего имеется шесть пар членистых конечностей. Две из них, наиболее близко расположенные к головному концу тела, преобразуются в хелицеры.

Хелицеры (от греч. chele — клешня коготь и keras — рог) — первая пара головных, обычно клешневидных конечностей у членистоногих животных подтипа хелицеровых. Их основная функция — схватывание и разрывание добычи, измельчение и раздавливание пищи. Состоят хелицеры из 2-3 члеников и часто заканчиваются клешней.

За хелицерами располагаются ногощупальца — педипальпы (от лат. pes (pedis) — нога и palpus — щупальце). Педипальпы — вторая пара членистых конечностей на головогруди у паукообразных. Служат для захвата и пережевывания пищи, а также — осязания. Щетинки на педипальпах препятствуют попаданию в рот твердой пищи — запомните, что пауки питаются жидкой пищей и пищеварение у них особенное. Скоро вы все узнаете 😉

На брюшке паука находятся особые органы — паутинные бородавки (видоизмененные брюшные ноги). Это парные членистые выросты (от одной до четырех пар), основная функция которых — формирование паутинного волокна. С помощью паутинных волокон пауки строят охотничью сеть, которую мы называем паутиной (тенетой).

Паутина каждого паука имеет свой уникальный рисунок, она состоит из сухих и липких нитей. Паук сам строит паутину и прекрасно знает, какие нити липкие, избегает их. Другие животные не знают этот секрет, и поэтому легко запутываются.

Ходильных ног у паука четыре. Для всех представителей подтипа хелицеровых, в том числе и паука-крестовика, характерно отсутствие усиков: у них нет ни антеннул, ни антенн.

Запомните, что пищеварение у паука — внекишечное. Поймав добычу, паук вонзает в ее тело хелицеры и впрыскивает яд (образовавшийся в ядовитых железах). Жертва заключается в кокон из паутины, после чего паук впрыскивает в жертву секрет слюнных желез, который начинает в прямом смысле переваривать жертву вне кишечника паука — отсюда и название! После некоторого времени пауку остается просто всосать уже переваренные органы и ткани жертвы. Твердую пищу паук не ест.

Пищеварительная система паукообразных состоит из передней, средней и задней кишки. В составе передней кишки выделяют глотку, зоб и сосательный желудок, снабженный мощной мускулатурой и действующий подобно резиновой груше. Благодаря сосательному желудку паук вытягивает переваренные органы и ткани жертвы.

Средняя кишка, основная функция которой — всасывание, имеет многочисленные слепо заканчивающиеся выросты, которые увеличивают общую площадь всасывания. Задняя кишка завершается анальным отверстием, через которое непереваренные остатки пищи выводятся наружу.

Помимо пары легочных мешков, у паука имеется система трахей. Легочные мешки паука являются видоизмененными кожными выростами, имеют форму параллельных перегородок.

Трахеи — дыхательные трубки паукообразных и насекомых, открывающиеся на поверхности тела особыми отверстиями — стигмами (дыхальцами), чаще всего лежащими попарно. Внутренняя стенка трахей представлена хитиновой оболочкой, которая предохраняет трахеи от спадания.

Благодаря системе трахей кислород доставляется к тканям и органам паука, а углекислый газ удаляется из организма.

Кровеносная система паука, как и всех членистоногих, незамкнутого (лакунарного типа). Состоит из трубковидного сердца, функционирование которого происходит также, как и у ракообразных. Сердце лежит в околосердечной сумке — перикарде. От сердца отходит аорта, несколько артерий и система лакун, в которых циркулирует гемолимфа, омывающая внутренние органы и ткани.

Нельзя не отметить, что развитая система трахей значительно упрощает строение кровеносной системы, которая практически не участвует в переносе кислорода. Именно по этой причине в кровеносной системе отсутствуют капилляры и мелкие сосуды.

Таким образом, основной функцией кровеносной системы становится транспорт питательных веществ к клеткам и тканям организма.

Органы выделения — мальпигиевы сосуды. Мальпигиевы сосуды — тонкие (как нить) слепо заканчивающиеся выросты кишечника на границе средней и задней кишки. Сухопутный образ жизни настолько поднял ценность воды для пауков, что в мальпигиевых сосудах из мочи всасывается вся вода, и на входе в кишечник мочевая кислота кристаллизуется и выпадает в осадок, в твердом виде выводится с экскрементами.

Также у пауков присутствуют особые — коксальные железы (лат. coxa — бедро), являющиеся видоизмененными метанефридиями. Выводной проток этих желез открывается чаще всего возле основания первых члеников — третьей или пятой пары ходильных ног.

Состоит из головного мозга (надглоточного ганглия), подглоточного ганглия, коннективов соединяющих эти два ганглия — все эти структуры вместе образуют окологлоточное нервное кольцо. От окологлоточного нервного кольца отходит брюшная нервная цепочка, строение которой нетипично — все нервные узлы сливаются в единственный звездообразный узел.

Читать еще:  Мультикан 8 инструкция по применению для собак, мультифел 8

Органы чувств представлены органами равновесия — статоцистами, слуха — слуховыми пузырьками. У пауков 4 пары простых глаз, по всему телу распределены чувствительные волоски — щетинки, наибольшая их концентрация наблюдается на хелицерах, педипальпах, вокруг рта и на конечностях. Пауки очень чувствительны к малейшим вибрациям паутины, что позволяет им не прозевать добычу, попавшуюся в нее.

Раздельнополые животные, оплодотворение внутреннее. Половые железы самцов — семенники, самок — яичники. Самцы откладывают сперматофор (мешок со сперматозоидами), который самка захватывает краями полового отверстия. Некоторые пауки вводят сперму непосредственно в половые пути самки с помощью копулятивных органов.

Развитие паукообразных прямое — без метаморфоза (за исключением клещей). Часть пауков откладывают яйца, из которых в дальнейшем развиваются молодые особи, часть обладают живорождением. Живорождение — появление на свет полностью развившегося детеныша, свободного от яйцевых оболочек.

Паук-серебрянка (водяной паук)

Этот паук восхищает тем, как обустраивает свое жилище. Оно представляет собой подводный колокол, наполненный воздухом, который паук приносит на брюшке, постепенно создавая воздушный пузырь под водой, в котором он и живет. Ловчую сеть этот паук строит под водой, питается мелкими животными, которые случайно касаются нитей ловчей сети. Паук подстерегает их, сидя в колоколе.

Воздух из наземной среды водяной паук переносит под брюшком, которое кажется под водой серебряным — отсюда паук и получил свое название — серебрянка.

Сенокосцы объединяются в самостоятельный отряд класса паукообразных. Простонародное название сенокосцев — косиножки. Сенокосцы не ядовиты, у них отсутствуют паутинные железы. Имеется пара головогрудных желез, выделяющих секрет с резким пахучим запахом, которые защищают сенокосцев от поедания хищными животными.

У большинства сенокосцев ходильные конечности легко отрываются, после чего, даже буду отделенными от тела, продолжают сокращаться: это отвлекает внимание хищников пока сенокосец спасается бегством. За счет этих сокращение паук и получил свое название — сенокосец.

Каракурт — черная вдова

К отряду пауки также относятся очень ядовитые каракруты — вид пауков из рода черных вдов. Характерный внешний морфологический признак — наличие 13 пятен на верхней стороне брюшка.

Укус каракурта ощущается моментально — в месте укуса появляется жгучая резкая боль, вскоре присоединяется одышка, тахикардия (учащенное сердцебиение), головокружение, головная боль и тремор. Для лечения применяют противокаракуртную сыворотку. В отсутствии лечения возможен летальный исход, в годы массового размножения каракурта часто погибают сельскохозяйственные животные, известны случаи смерти у людей.

Клещи — подкласс членистоногих из класса паукообразных. Это мелкие паукообразные, длина которых не превышает 1-4 мм. Их тело не дифференцировано на отделы: головогрудь и брюшко срастаются. Клещи — паразиты, ведущие наземный образ жизни. Известны собачий и таежный клещи, кровососущие животные, паразитирующие на животных и человеке.

Спешу вас оповестить о том, что клещи не «прыгают». Это распространенное заблуждение. Анатомическое строение их конечностей исключает возможность прыжка как такового. Чаще всего клещи забираются на травы высотой 0,5-1 м и ждут приближения теплокровного животного, которое их касается: в этот момент клещ и перебирается на тело животного или человека.

При укусе клеща его извлекают из кожи с помощью специальной методики. Известен прием, заключающийся в помещении клеща в масляный раствор. Теперь вам анатомически понятно, что масло через дыхальца попадает в систему трахей, и, заполнив трахеи, лишит доступа клеща к кислороду. В течение нескольких минут клещ погибает от гипоксии внутренних органов и тканей, что дает возможность проще извлечь его.

Главная опасность клеща отнюдь не в объеме высосанной им крови, а в том, что клещи часто являются переносчиками возбудителей тяжелых инфекционных заболеваний. Через некоторое время после укуса человек может заболеть туляремией, таежным энцефалитом, клещевым сыпным тифом.

Клещевой энцефалит — или весенне-летний, получил такое название вследствие сезонной активности клещей. Частота энцефалитов резко возрастает в весенне-летний период, когда у клещей начинается период активного размножения.

Клещевой энцефалит (от греч. enkephalos — головной мозг) — тяжелое заболевание, иногда приводящее к летальному исходу. Протекает с лихорадкой, возможны эпилепсия, судороги, параличи мышц.

Чесоточный зудень

Внутрикожный паразит, вызывающий чесотку у человека и других млекопитающих. Все тело клеща покрыто многочисленными волосками. Попав на кожу, он начинает рыть ходы в ней, что приводит к возникновению сильного зуда, усиливающегося по ночам. Питается кровью, размножается прямо в коже.

Излюбленное место для рытья ходов: межпальцевые промежутки, подмышечные ямки, область промежности.

Отряд членистоногих из класса паукообразных, представленный наземными формами, встречающимися в жарких регионах — степях и пустынях Средней Азии, Австралии, Америки, Африки.

Для скорпионов характерно наличие ядовитого аппарата на конце тела — «хвосте», который заканчивается ядовитой иглой. Внутри хвоста расположена пара ядовитых желез, окруженных мышцами, при сокращении которых ядовитый секрет поступает в протоки, оканчивающиеся на вершине иглы.

Значение паукообразных

Как и все живые организмы, пауки — звено в цепи питания (консументы). Они уничтожают многих насекомых-вредителей, яд, выделяемый их ядовитыми железами, наносит вред здоровью человека, вплоть до летального исхода.

Как говорится, все есть яд и все есть лекарство — вопрос в дозировке. Из яда паукообразных (в том числе скорпионов) люди научились изготавливать лекарства, так что у них имеется еще и медицинское значение. В странах Азии паукообразные приобретают пищевое значение — их употребляют в пищу как деликатесы.

©Беллевич Юрий Сергеевич

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Паук — это насекомое или отдельный класс животных? Основные отличия и признаки

Для одних людей пауки являются фобией, а другие, наоборот, очень трепетно относятся к этим существам. А ещё очень многие считают, что паучки — это насекомые. Далее мы попробуем разобраться, так ли это.

Описание паука

Паук является одним из древних существ нашей планеты. Он намного старше человека. Остатки его жизнедеятельности, а именно паутину, нашли в янтаре, которому более 100 млн лет. Также имеются подтверждения тому, что паукообразные обитали на Земле ещё в палеозойскую эпоху, а это около 2,5 млрд лет тому назад. За это время эти существа мало изменились внешне, относятся к хищникам и питаются в основном насекомыми.

Встретить паучка можно во всех уголках планеты. Паучьих особей находили на Эвересте, на высоте почти 7000 м над уровнем моря, а один вид живет даже в воде. Это существо любит тепло, поэтому большинство из известных 40 000 видов обитают в тропическом климате.

  • царство: Животные;
  • тип: Членистоногие;
  • класс: Паукообразные;
  • отряд: Пауки.

Итак, с научной точки зрения, с уверенностью можно сказать, что паучок — это паукообразное членистоногое животное.

Паук — это насекомое или нет?

Взглянув на внешний вид паучка, многие наверняка скажут, что это вовсе не животное, а кто-то другой. Больше всего он похож на насекомое, но так ли это?

Самый быстрый ответ находим всё в той же классификации: и насекомые, и паукообразные принадлежат к царству животных и типу членистоногих. А вот далее они разделяются по классам — насекомые сами по себе, а паукообразные сами по себе, поскольку эти классы имеют существенные различия.

Вот почему паук — это отдельный класс членистоногих существ.

Общие признаки

Пауки и насекомые имеют ряд общих признаков, так как относятся к одному типу членистоногих:

  • имеют хитиновый скелет, к которому крепятся мышцы;
  • глаз членистоногого обычно образован множеством глазков и называется фасеточным;
  • все самки представителей этого класса размножаются, откладывая яйца.

Главные отличия

Пауков и насекомых отнесли к разным классам по причине того, что между ними имеются существенные различия:

  • у паука 8 ног, а у насекомого — на 2 меньше;
  • у насекомого — 3 сегмента тела, а у паука — на 1 меньше;
  • паучок создает паутину, а насекомое — нет;
  • видов насекомых в разы больше, чем паукообразных;
  • паук отличается тем, что вырабатывает яд, который нужен для внешнего пищеварения;
  • у паукообразных, в отличие от насекомых, отсутствует метаморфизм (превращение) в жизненном цикле;
  • система коммуникаций и нервная система у насекомого в разы сложнее, чем у паукообразного.

Охота и что едят

Паук является настоящим хищником по своей природе. Основу его рациона составляют насекомые, иногда он ловит даже небольших животных. Только один вид питается растительной пищей, это исключение — паук-скакун.

Охотится паучок с помощью сети, искусно сплетённой из паутины. Существуют паукообразные, которые в охоте используют паутинные выстрелы, гипнотизируют жертву.

После поимки добычи паук впрыскивает в добычу яд и пищеварительный сок, а через некоторое время высасывает из жертвы питательный раствор.

Особенности строения и описание видов

Тело этого существа состоит из 2 сегментов, именуемых головогрудь и брюшко, которые соединяются стебельком. На голове расположены простые глаза, их бывает от 2 до 8. У определённых видов эти глаза очень развиты.

Три пары бородавочек, расположенных на брюхе, выделяют жидкость, которая очень сильно напоминает клей. Застывая на воздухе, эта жидкость превращается в паутину. У паука 8 ног, а впереди расположены отростки-когти с ядом.

Из более 40 000 видов пауков мы рассмотрим пару самых известных и интересных.

Тарантулы населяют степи и лесостепи по всей планете. Они отличаются от своих собратьев огромными размерами. Тело тарантула может вырастать до 10 см, а размах ног — достигать 30 см. Самка больше самца и её вес — почти 100 г.

Читать еще:  Почему у тукана большой клюв

По строению тарантул не отличается от других пауков, но имеет на теле и ногах коричневые или рыжие волоски. У него 8 глаз. Живёт такой «малыш» в земляных норках глубиной до 30 см и охотится по ночам. Основной его рацион — насекомые и небольшие земноводные. В случае опасности тарантул кусается. Его укус напоминает осиный и не смертелен. Вы можете лишь наблюдать покраснение в месте укуса, слабость. Очень редко затрудняется дыхание и появляются рвота, тошнота.

Паучки-каракурты отличаются от своих сородичей особой ядовитостью. Их яд может быть смертельным для человека, он более чем в 10 раз сильнее яда кобры. Живут эти существа в южных регионах России, в Казахстане, на юге Украины, в средней Азии и Америке. Они не обитают на открытой местности, а прячутся в мышиных норках или камнях.

Паук-самец в длину не превышает 1 см, а самка может быть в 3 раза больше. У последней на брюшке имеются красные пятна.

Питаются каракурты мелкими насекомыми, расставляя сеть горизонтально над землей. Примечательно, что ядовита только самка каракурта, особенно в брачный период. Она может прокусить не только кожу, но и ногти. При укусе каракурта необходимо оказать помощь в течение первых 20 минут.

Многие идентифицируют пауков как насекомых, но на самом деле это не так. Это животные, которые относятся к отдельному классу Паукообразных. Следует повнимательнее присматриваться к этим существам, так как некоторые из них представляют опасность для человека. Но если знать «в лицо» опасные виды, то наверняка можно избежать неприятностей.

Представители паукообразных

Содержание

  1. Среда обитания
  2. Классификация
  3. Пауки
  4. Клещи
  5. Скорпионы
  6. Сенокосцы
  7. Что мы узнали?
  • Тест по теме

Среда обитания

Представители класса паукообразных живут повсеместно и являются в основном наземными обитателями. Особенностью обитания большинства видов клещей является эктопаразитическая форма существования (на теле живого организма).

Классификация

Современная наука насчитывает около 100 тысяч видов арахнидов. Их обычно разделяют на 11 отрядов. Однако среди учёных есть разногласия насчёт систематики отряда клещей. Акаролог Захваткин А. А. выделяет в данном отряде ещё три самостоятельных: паразитиформный, акариформный и отряд клещей-сенокосцев.

Многообразие паукообразных можно отобразить в следующем списке:

  • Пауки – свыше 44 тысяч;
  • Акариформные клещи – почти 42 тысячи;
  • Паразитиформные клещи – 12 тыс.;
  • Сенокосцы – 6,5 тыс.;
  • Ложноскорпионы – 3,5 тыс.;
  • Скорпионы – более 2 тыс.;
  • Фаланги (сольпуги, бихорки) – около 1тыс.;
  • Шизомиды – более 200 видов;
  • Фрины (жгутоногие) – около 160;
  • Телифоны – чуть больше 100;
  • Щупальцеходные (кенении) – 87;
  • Рицинулеи – 61;
  • Клещи-сенокосцы – 35;
  • Клещи-голотириды – 27.

Рис.1. Представители паукообразных

Этот отряд относится к хищникам. Некоторые добывают добычу с помощью клейкой сети, другие – строят из паутины конусообразные ловушки.

Паук-крестовик является типичным представителем класса. Свою добычу ловит с помощью натянутой паутины. Строится она так:

  • сначала животное натягивает неклейкие нити в виде неправильного многоугольника;
  • из тех же нитей протягивает радиусы;
  • затем, с помощью клейкой нити, по кругу наматывается спираль.

Дальнейшие действия зависят от того, какие насекомые попадут в сеть. Например, муху он убьёт сразу, а более крупную добычу он обматывает паутиной, превращая в кокон.

Пауки-бокоходы похожи на краба – двигаются боком с помощью широко расставленных ног. Представители данного семейства добычу ловят не на паутину, а спокойно поджидая жертву. Их внешняя окраска помогает им хорошо замаскироваться, так что жертва не видит его.

Ещё одним видом, охотящимся без паутины, является паук-бродяга. Его лакомство – клопы, которые обитают рядом с человеком.

Тарантул – один из крупных представителей пауков в нашей стране. Обитает в лесостепной зоне возле рек, там, где есть песчаные грунты. Живёт он в небольшой норке, которую делает в почве. Охотится в основном ночью, не отходя далеко от своего укрытия.

Каракурт обитает в степной зоне и полупустынях. Считается опасным для человека. Его внешние приметы: имеет чёрный цвет, красные пятна снизу на брюшке. Укус этого поука может привести даже к смерти.

Птицеед – паук, который вопреки названию, питается не только мелкими птицами. Охотятся без паутины, нападая из засады. Этот вид часто можно встретить среди экзотических домашних животных. Предпочитает тёплый влажный климат экваториальных лесов. В Европе их можно встретить на юге Испании, Италии, Португалии.

К этому отряду относятся маленькие и микроскопические паукообразные. Питаются они как твёрдой, так и жидкой пищей. Некоторые из них могут наносить существенный урон урожаю за счёт повреждения зёрен и растений. Есть виды, которые являются переносчиками опасных заболеваний.

Таёжный клещ – обитает на Дальнем Востоке, но может встречаться и в европейской части страны. Самцы размером 2мм в два раза меньше, чем самки. Их личинки паразитируют на небольших животных, постепенно меняя хозяина. Выросший клещ может перебираться даже на крупный рогатый скот.

Нетипичные представители данного класса. Тело небольшого размера (до 20 см) состоит из трёх отделов. На конце тела в хвостовом отделе расположена ядовитая железа. Свою жертву обнаруживают за счёт колебательных движений. Размножаются скорпионы в зависимости от вида: есть живородящие, есть яйцекладущие.

Рис.4. Разновидности скорпионов

Представители очень похожи на пауков, но, в отличие от них, имеют сегментированное брюшко. Конечности длинные (до 16 см), на концах имеются коготки, встречаются даже двойные. Питаются не только жидким содержимым жертвы, но и мелкими твёрдыми частичками, которые отщипывают с помощью хелицер. В пищу потребляют растения, грибы, рыбу, падаль, фекалии животных.

Что мы узнали?

Класс паукообразных является одним из многочисленных представителей фауны планеты. В мире существует свыше 100 тысяч разновидностей этих животных. Примером могут служить более 40 тысяч видов только лишь пауков и столько же видов акариформных клещей. Вряд ли какой другой класс может похвастаться таким разнообразием.

Насекомые и паукообразные

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование навыков выделения существенных признаков насекомых и паукообразных.

Задачи:

  • находить сходства и различия в строении, образе жизни насекомых и пауков;
  • отвечать на вопросы о насекомых и пауках по своим наблюдениям и работе с дополнительной литературой;
  • научить учащихся формулировать вопросы познавательного характера с целью расширения и дополнения знаний о насекомых и пауках;
  • развивать логическое мышление, связную речь, внимание, память;
  • воспитывать интерес к предмету, аккуратность.

I. Организационный момент

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!

— Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к нашим гостям и поприветствуйте их (дети поворачиваются к гостям и наклоном головы их приветствуют).

— А теперь улыбнитесь друг другу.
Тихо девочки за парту сели,
Еще тише мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

— Итак, ребята, я хочу пожелать вам, чтобы на уроке у вас было хорошее настроение, чтобы вы были внимательными, любознательными и активно отвечали на мои вопросы.

Посмотрите на свои принадлежности, проверьте, все ли вы приготовили к уроку. Вы готовы?

II. Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос.

— Что такое природа? (Природа – это естественная среда обитания человека, окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии проявлений) СЛАЙД 2

— Какая бывает природа? (Живая и не живая)

— Что относится к живой природе? (Царство растений, царство животных, царство грибов.)

— Как называется наука о растениях? (Биология.)

— Как называется наука о животных? ( Зоология.)

— Как называется наука о грибах? (Микология.)

— На прошлом уроке мы с вами говорили об особом царстве живой природы. Скажите, что это за царство? (Грибы.)

— Из каких частей состоит гриб? (Шляпка, ножка, грибница.)

— Что является основной частью гриба? (Грибница.)

— Где она находится и какую функцию выполняет? (Грибница находится под землей, она всасывает из почвы воду и питательные вещества.)

— Чем питаются грибы? (Грибы мусорщики, т.к. питаются остатками погибших растений и животных)

— Какое значение для леса имеют грибы? (Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и питательные вещества. Грибами питаются многие лесные животные.)

2. Работа в паре.

— Итак, ребята, мы с вами знаем, что грибы бывают съедобные и не съедобные. Сейчас мы проверим, какие съедобные и не съедобные грибы вы знаете. Работать вы будете в паре, но для начала давайте вспомним правила работы в паре:

  1. Работать должны оба.
  2. Один говорит, другой слушает.
  3. Свое несогласие нужно высказывать вежливо.
  4. Если что-то непонятно, то нужно переспросить

— У вас на столе лежит белый конвертик. Достаньте из него листочек. У каждой пары на листочке написаны названия грибов.

Задание.

  • 1 – ряд — каждая пара подчеркивает название только съедобных грибов.
  • 2 – ряд — каждая пара подчеркивает название не съедобных грибов.
  • 3 – ряд — каждая пара должна подчеркнуть тот гриб, которым лечатся лоси.

III. Самоопределение к деятельности.

— Послушайте аудиозапись и подумайте, о каком царстве живой природы, мы будем говорить сегодня на уроке. (Музыкальная заставка “В мире животных”.)

— О каком царстве живой природы, мы будем говорить сегодня на уроке? (Ц. животных.)

— А теперь внимание. Царство животных делится на 4 группы, назовите какие. (Насекомые, птицы, рыбы, звери.)

Читать еще:  Петербургская орхидея собака описание породы

— А вот о какой группе мы будем говорить, нам поможет узнать отрывок из сказки. Послушайте его и приготовьтесь ответить на мои вопросы.

Чтение отрывка учителем “Муха-цокотуха” К. Чуковского.

— Как называется эта сказка?

— Кто является ее автором?

— Назовите главных героев сказки. (Комар, муха, паук.)

— К какому царству животных относятся эти герои?

— Все ли относятся к насекомым?

— Кто считает, что все, поднимите руку.

— Кто считает, что не все, поднимите руку.

— Кто не относится? Почему?

— Почему возникло затруднение? (Мы не знаем отличительные признаки насекомых от других групп.)

— Чтобы узнать, все ли герои относятся к насекомым, нам нужно отправиться в путешествие. Вы любите преодолевать трудности? Тогда вперед.

— Сформулируйте тему урока. Обратите внимание, она состоит из двух частей, первая часть нам уже известна. Это кто?

— А вторая откроется позже.

— Какова цель урока?

ДЕТИ: изучить, кто такие насекомые.

IV. Работа по теме урока.

— Путешествовать мы будем на поезде. Первая наша остановка – это СТРОЕНИЕ, ПИТАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НАСЕКОМЫХ.

— Изучить строение насекомых нам поможет муха. Рассмотрим ее строение.

Учащиеся 1 варианта возьмите салатовый конверт, достаньте оттуда листочки. Один отдайте соседу, другой оставьте себе. На листочках нарисовано строение мухи. Сейчас мы рассмотрим составные части ее тела, ваша задача их подписать. (Рисунок 1)

— Смотрим на экран. У всех насекомых тело состоит из 3 частей. Это: голова, грудь, брюшко. Подпишите.

— Обратите внимание, сколько у нее ног? (6 ног или 3 пары) Внизу напишите – ног 6 или 3 пары.

— Есть ли усики? (Да.)

— Есть ли крылья? (Да.)

ВЫВОД: какой вывод мы можем сделать о строении насекомых?

У всех насекомых тело состоит из 3 частей: голова, грудь, брюшко. Имеется 3 пары ног и 1 пара усиков.

— Теперь нам нужно выяснить, чем питаются насекомые. Об этом нам расскажет Таня Ломакина.

Основной рацион большинства насекомых – это растения. Любая часть растения пригодна им в пищу: листья, цветки, ствол, кора и корни. У каждого насекомого одно или несколько растений-прокормителей и лишь немногие насекомые неразборчивы.

Некоторые виды насекомых употребляют в пищу шерсть, перья и даже электрическую изоляцию.

ВЫВОД: Основной рацион насекомых – это растения, но каждое насекомое питается каким-то определенным растением, во избежание исчезновения этих растений. И лишь некоторые насекомые употребляют в пищу шерсть, перья.

— Выясним значение насекомых для природы и человека.

Об этом нам расскажет Миша Тимошинов.

Насекомые имеют очень важное значение и для человека, и для природы. Они являются опылителями цветковых растений, поедают вредителей сельского хозяйства.

Насекомые играют большую роль в образовании и обогащении почвы. Множество насекомых постоянно живут в почве, и передвигаясь там, рыхлят грунт, что приводит к его обогащению.

Насекомые – это санитары природы, они откладывают яйца на трупах животных, и появившиеся личинки быстро их уничтожают.

Так же насекомые уничтожают мертвые травы и деревья.

Насекомые являются пищей других животных: рыб, лягушек, ящериц, птиц, барсуков.

Для человека самыми полезными насекомым являются пчелы, которые собирают нектар и делают мед.

Насекомые приносят как пользу, так и вред. Они являются переносчиками заразных болезней, поедают посевы и деревянные постройки.

ВЫВОД: значение насекомых очень велико и для природы, и для человека.

— Куда исчезают насекомые осенью, нам поможет выяснить наш друг и помощник — учебник. Откройте учебник на странице 90.

Чтение текста одним из учащихся.

— А теперь мы немного отдохнем, и следующая наша остановка называется – ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. СЛАЙД 5

Утром бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре улетела.

— Отправляемся дальше в путешествие. Следующая наша остановка будет называться – ПАУК, т.к. у нас в начале урока мнения разделились. Мы сомневались – паук – это насекомое или нет. СЛАЙД 6.

— А теперь рассмотрим внешнее строение паука. Учащиеся второго варианта возьмите оранжевый конверт, достаньте из него листочки, один отдайте соседу по парте, другой оставьте себе. На листочках вы будете подписывать части тела паука. (Рисунок 2)

— Тело паука состоит из двух частей: головогрудь, брюшко.

— Посчитайте, сколько ног у паука? (8 ног или 4 пары)

— Подпишите внизу листочка количество ног паука.

— У пауков 8 ног – это верный и самый главный признак всех пауков.

— А теперь давайте сравним строение мухи и паука. СЛАЙД 8

Возьмите листочек, на котором вы подписывали строение мухи, и положите рядом со строением паука.

— Чем похоже их строение? (У обоих есть брюшко.)

— Чем отличается? ( У мухи тело состоит из 3 частей, у паука из 2 частей. У мухи 3 пары ног, у паука – 4 пары ног.)

— Смотрите, у насекомых (в данном случае мы рассматриваем муху) 6 ног, а у паука 8 ног. Значит паук – это не насекомое? (Нет.)

— Значит его можно отнести к отдельному царству?

— К какому? (Паукообразные.)

— А теперь вернемся к теме нашего урока. Первая ее часть называется – НАСЕКОМЫЕ, а как же будет называться ее вторая часть? (ПАУКООБРАЗНЫЕ.)

— Прочитайте хором тему урока.

ДЕТИ: НАСЕКОМЫЕ И ПАУКООБРАЗНЫЕ.

— По количеству ног, как можно назвать насекомых? (Шестиногие.)

— По количеству ног, как можно назвать пауков? (Восьминогие.)

— Можем мы назвать тему нашего урока – “ШЕСТИНОГИЕ И ВОСЬМИНОГИЕ”?

ВЫВОД: Пауки – это не насекомые. Это отдельная группа животных.

Сейчас наши утверждения мы уточним, воспользовавшись нашим помощником – учебником. Найдите в учебнике страничку 91.

Текст читает один из учащихся.

Пауки – это отдельная группа животных, которая питается насекомыми, часто вредными. Уничтожая их, они приносят пользу человеку.

На зиму пауки забираются в укромные места и впадают о оцепенение.

Пауки примечательны тем, что они плетут паутину. Поднимите руку, кто видел паутину? А кто видел, как паук ее плетет?

— Как вы думаете, почему паук сам на запутывается в своей паутине, а другие насекомые, попав в нее, не могут выбраться?

— Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нам нужно рассмотреть схему плетения паутины. И в этом нам поможет Ярослава Коротеева, она приготовила для нас сообщение. СЛАЙД 9.

Паутина паука – это выделения из специальных паутинных желез. Но уже вскоре она застывает в форме нитей.

Паук выделяет 2 вида нитей:

  • Липкие.
  • Не липкие.

Когда паук начинает плести паутину — он сначала делает каркас. Для этого он использует более толстые не липкие нити. Затем более тонкими он оформляет центр и начинает плести с двух сторон сразу ( с внутренней и внешней). Это он делает не липкими нитями.

А вот когда он начинает плести спираль (плетет ее от центра), то выделяет липкие нити, на которые сам не наступает.

Паук очень внимательный и хитрый. Пробираясь к добыче, которая попала в его паутину, он наступает только на не липкие нити.

ВЫВОД: Паук выделяет 2 вида нитей: липкие и не липкие. Чтобы не запутаться в своей паутине, при передвижении он наступает на не липкие нити.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Работа с атласом определителем.

— По размеру пауки бывают большие и маленькие. Самый большой паук в нашем лесу – это ПАУК-КРЕСТОВИК.

— Посмотрите на него и подумайте, почему его так называют?

— Откройте атлас-определитель на странице 124 и найдите сообщение об этом пауке. Прочитайте.

— Посмотрите на паука, которого вы все видели. Он живет в наших домах и по размеру сравнительно меньше паука-крестовика. Называется он – домовый паук. Найдите в атласе-определителе сообщение о нем.

— Для того, чтобы выяснить значение паукообразных, поиграем в игру. Если я буду говорить о пользе – вы хлопаете, если о вреде – топаете.

— истребляют вредных насекомых;

— при укусе вызывают заболевания человека;

— служат пищей для птиц;

— уничтожают запасы продовольствия (амбарные клещи);

— улучшают структуру почвы;

— являются переносчиками возбудителей заболеваний человека

2. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Задание 1, страница 54.

Я буду читать вам загадки, отгадками которых являются насекомые, а вы будете находить их в рабочей тетради, раскрашивать и в кружочки записывать номера их названий по номерам загадок.

Имя взял у кузнеца,
Цвет – у огурца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки.
(Кузнечик.)

На цветок, жужжа, садится,
Чтоб нектаром насладиться,
Он мохнатенький, как ель,
На пчелу похожий .
(Шмель.)

Желтая окраска,
С черненьким рисунком.
(Махаон.)

Красный, маленький комочек,
На спине не много точек.
Не кричит, и не поет,
А по листику ползет.
(Божья коровка.)

Эта бабочка дневная,
Очень яркая такая.
А на крылышках кружочки,
Словно яркие глазочки.
(Павлиний глаз.)

Эта бабочка дневная,
Ой, какая голубая.
(Голубянка.)

VII. Рефлексия. СЛАЙД 14.

— Какую тему сегодня изучали на уроке?

— Что нового узнали по этой теме?

— Чему научились на уроке?

— Что для вас было самым трудным?

— Что показалось наиболее интересным на уроке?

ВЫВОД: Шестиногими мы называем насекомых, а восьминогими – пауков. Тело шестиногих имеет 3 составные части (голова, грудь, брюшко) и 3 пары ног. А тело восьминогих имеет 2 составные части (головогрудь, брюшко) и 4 пары ног.

VIII. Домашнее задание.

Учебник стр. 90-93, рабочая тетрадь – стр.55 № 2, 3, 4.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector