Школьный словарик птицы России поползень, птичка повзик

Презентация по русскому языку по теме «Обучающее изложение»
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

Учебный материал по обучению написания изложения по упражнению 180 (стр.101) учебника УМК «Школа России».

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Изложение. Упражнения 180. УМК «Школа России» Составила : учитель начальных классов МБОУ СШ г.Горбатов Лазнева Елена Владимировна

Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели.

Черненькая бровка , Рыженький бочок, Меж синиц и дятлов Кружит как волчок , По стволам вниз головой – угадайте, кто такой ?

Знакомство с текстом, беседа по содержанию. — Сегодня на уроке мы продолжим учиться писать изложение,т.е . пересказывать текст письменно. Упр. 180 (с. 101 ) 1)Прочитайте текст про себя. 2)Послушайте текст.

Определите тип текста . (повествование, описание или рассуждение) О ком говорится в тексте ? ( о птице, о змее, о птенцах или о случае, произошедшем с ними) Какова тема текста ? (Родительская любовь, спасение или инстинкт самосохранения) — Что вы знаете о поползнях ? (Информация о птицах: Интернет или из школьного словарика «Птицы России»)

— Как вы поняли, почему птица так называется? — Какая птица по размеру? — С каким животным пришлось сражаться поползню? — Что вы знаете о гюрзе?

-Почему такая маленькая птичка так отважно сражалась со змеёй? Что вы можете сказать о родителях- поползнях ? Поползень защищал своё потомство. Они заботливые, бесстрашные, самоотверженные.

Составление плана. — На сколько частей можно разделить текст? О чём говорится в первой части? -Как её можно озаглавить? О чём говорится во второй части? -Как её можно озаглавить? О чём говорится в третьей части? -Как её можно озаглавить?

Три части. В ущелье гор тревога. 1.Тревога Птенцам грозит опасность 2.Опасность О том, как поползень сражался со змеёй. 3.Отважная птичка

Лексическая работа. — Что такое ущелье? Давайте заглянем в «толковый словарик» — Почему птицу назвали «скалистый поползень»? — Как вы понимаете выражение зашёлся криком? — Как вы понимаете выражение крутится юлой? Прочитайте объяснение в толковом словарике. — Как автор показывает, что опасность уже совсем близко?

-Почему Н. Сладков называет произошедшее чудом? Как это случилось ? Тело змеи изогнулось вопросительным знаком, она приготовилась схватить добычу. -Маленький поползень смог победить змею. Он ударил змею в голову всем тельцем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Ну-ка, птички, полетели Ну-ка, птички, полетели, Полетели и присели , Поклевали зернышки , Поиграли в полюшке, Водички попили, Перышки помыли, В стороны посмотрели, Прочь улетели. (Ходьба, переходящая в бег.)

Орфографическая работа: -Найдите группу однокоренных слов. — Какая орфограмма корня требует проверки? -Какие ещё слова с этой орфограммой встретились в тексте? -Выпишите слова с непроверяемыми написаниями. — Поползень. Ползёт, заползёт. — Безударный гласный в корне. — Скала, змея, гнездо, ядовитая, зелёное и др.

Работаем над изложением: 1.Перечитывание текста. 2. Запись пересказа по плану. 3.Редактирование. 4.Самопроверка.

Подведение итогов . — Какие умения мы закрепляли при написании изложения? -Какие затруднения вы испытывали? -Что интересного узнали из текста? — Кто доволен своей работой?

Спасибо за работу!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение урока с использованием презентации по теме «Письменное изложение» по материалам упр.30 («Кошка и ёж»), размещенного в учебнике «Русский язык», 3 класс, 2 часть по УМК «Перспективная н.

Презентация содержит все этапы написания обучающего изложения во 2 — м классе.

В данной презентации представлен план урока написания изложения «Синичка» для 2 класса по программе «Перспектива».

Данная презентация поможет создать настроение для творческого процесса; поможет учителю в работе над текстом, в проведении словарно -орфографической работе, в составлении плана и выборе опорных слов.

Презентация содержит материал о театре Дурова,в котором красочно рассказывается о его создании, актерах и представлениях,приведены яркие картинки, которые предворяют знакомство с текстом изложе.

Подготовительная работа к изложению по рассказу Р.Сефа «Капитан».

Показ презентации поможет учащимся познакомиться с незнакомыми им словами и увидить на картинках.

Презентация по русскому языку «Изложение «Поползень»( 4 класс)

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

Выбранный для просмотра документ поползень.pptx

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Изложение по рассказу Н. Сладкова По учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», 4 класс, часть1 , упр. 180 (Москва «Просвещение», 2014)

Распределите слова в три группы: кричит, вокруг, гнездо, криком, знак, клювом, зелёный, клюв, телом, гнёзд, ядовит, птичке, ползёт, близко, в воздухе, скала, узкая, знаком, змея кричит гнездо зеленый ядовит ползёт скала змея вокруг знак клюв гнезд близко узкая криком клювом телом птичке в воздухе знаком

Отгадайте, кто я? Только я из птиц, признаться, В зной, морозы и пургу По стволу передвигаться Головою вниз могу. Поползень.

По́ползень — небольшая подвижная птица длиной 12—14,5 см, размахом крыльев 22,5—27 см и весом 20—25 г; с плотным телосложением, большой головой и короткой, почти незаметной шеей. Оперение пушистое, густое. Поползни широко распространены в Европе, Азии и Северной Африке. Обычны как в средней полосе России, так и в Сибири, где гнездятся в лиственных, хвойных и смешанных лесах, а также в садах и парках населённых пунктов. В поисках корма ловко передвигается по стволам и ветвям деревьев, зачастую вниз головой или даже вверх ногами.

Обыкновенный поползень — шумная птица, с большим репертуаром различных громких звуков. Во время поиска корма издаёт частые короткие посвисты «тью-тью-тью» Но если раздастся тот же свист, но более громкий и многократно повторяющийся, это означает, что птицу что-то встревожило и она подает сигнал опасности. Может, за деревом мелькнул силуэт ястреба или лисица, крадучись, прошла стороной.

Гюрза Самый крупный представитель змей семейства гадюковых. Длина тела вместе с хвостом может достигать почти 2 м, вес до 3 кг.

Словарная работа узкая и глубокая с обрывистыми склонами долина; расселина в горах. Ущелье- Зашёлся криком — кричит безостановочно, теряя способность прервать такое состояние. Крутится юлой — ведёт себя беспокойно, суетливо.

План Тревога. Опасность. Отважная птичка.

Орфографическая подготовка Поп…лз…нь- Гн…здо- Кр…чит- Ск…ла- Птен…чики- Из…гнулась- изо Всп…рхнула- полз, о ползёт е гнёзда е крик и нч- птенчики о порх о скалы а

http://www.goldensites.ru/?page=71- поползень http://green planeta.ucoz.net/publ/zagadki_o_pticakh/1-1-0-16-загадка https://ru.wikipedia.org/wiki– о поползне, о гюрзе

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Григорьева Наталья Юрьевна
  • Написать
  • 10183
  • 08.02.2016

Номер материала: ДВ-428267

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • 08.02.2016
  • 1153
  • 08.02.2016
  • 685
  • 08.02.2016
  • 705
  • 08.02.2016
  • 441
  • 08.02.2016
  • 1057
  • 08.02.2016
  • 869
  • 08.02.2016
  • 1301

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Sitta europaea (Linnaeus, 1758)

Мелкая (с воробья) птица очень характерного облика, с большой головой, относительно длинным долотообразным клювом, мощными когтистыми лапами и коротким хвостом. Длина тела 12–14 см, масса 17–28 г. Очень подвижная, крикливая и в целом хорошо заметная птица. Чаще всего виден скачущим вверх или вниз по стволу и толстым ветвям деревьев. От остальных птиц-древолазов (дятлов, пищух) отличается уникальной способностью лазать по вертикальным поверхностям вниз головой. Полет уверенный, прямой на коротких дистанциях и волнообразный — на длинных.
Половой диморфизм выражен слабо. В пределах рассматриваемого региона обыкновенный поползень представлен четырьмя географическими расами, которые весьма существенно отличаются особенностями окраски. Большую часть Европейской России от северной тайги до степной зоны и от западных границ до Предуралья населяет номинативный подвид (S. e. europaea). Верх тела у этих птиц голубовато-серый, от клюва через глаз проходит черная полоса, низ тела в области горла, груди и брюха белый. На боках и особенно на подхвостье развит насыщенный рыжевато-каштановый цвет, более яркий у самцов, чуть более тусклый у самок. Для самок также характерен буроватый оттенок на полосе через глаз и желтовато-охристый налет на брюхе. Перья подхвостья двуцветные, каштановые по краям и белые посередине; налегая друг на друга, они образуют на каштановом фоне подхвостья широкие белые полосы с зубчатыми краями. Верх крыльев окрашен однотонно с верхом тела, при этом внутренние опахала маховых перьев темно-бурые, а наружные светлые, голубовато-серые. Снизу крылья выглядят более контрастно за счет белых оснований первостепенных маховых и примыкающих к ним черных кроющих перьев. Хвост в сложенном состоянии выглядит однотонно серым. На развернутом хвосте хорошо видны светло-серая пара центральных рулевых перьев, затем следуют черные с серыми концами крайние рулевые перья. Две пары самых наружных рулевых перьев с заметными белыми участками, которые хорошо видны в полете. Клюв светло-серый у основания, почти черный на конце. Лапы светлые, телесного цвета.
На территории Урала и Предуралья встречается сибирский подвид (S. e. asiatica). Он более мелкий, с более коротким и заостренным клювом, рыжевато-каштановый цвет на боках развит слабее. Над черной полосой, проходящей через глаз, имеется заметная белая бровь, лоб иногда тоже белый.
На Кавказе обитает свой подвид обыкновенного поползня (S. e. caucasica). Он чуть мельче европейского, горло белое, остальной низ тела окрашен в рыжевато-охристый цвет. Подхвостье и бока при этом остаются более насыщенно окрашенными, чем остальной низ тела.
Поползни Калининградской области представляют собой переходную форму от центрально-европейского подвида (S. e. caesia) к номинативному (S. e. europaea). Центрально-европейские поползни по окраске похожи на кавказских, однако площадь белого участка на горле у них больше, а в окраске брюха заметен розовый оттенок. Изредка такие птицы встречаются в средней полосе России.
Молодые птицы похожи на самок, но окрашены еще более тускло, в окраске верха тела и полосы через глаз присутствует буроватый оттенок. Основание клюва и лапы светлее, чем у взрослых.
На большей части Европейской России обитает единственный вид поползней. На Кавказе его ареал перекрывается с ареалами рыжегрудого поползня и стенолаза. От рыжегрудого европейский поползень отличается более крупными размерами, длинным клювом, отсутствием белой брови и черной шапочки. Несмотря на то, что у кавказского подвида обыкновенного поползня низ тела окрашен в рыжеватые тона, рыжий цвет у него никогда не бывает настолько насыщенным и не формирует изолированного контрастного пятна, как у рыжегрудого.
Стенолаз очень редко встречается в тех же биотопах, что и поползни. Но если такое все-таки происходит, стенолаза легко отличить по красным крыльям, длинному изогнутому клюву, крупным размерам, а также окраске головы и груди.
Голос обычно громкий, звуковой репертуар весьма разнообразен. Наиболее обычная позывка — короткое «твит…» или «цит…», часто издаваемые быстрыми сериями по 2–4 крика. Кроме того, может издавать и другие, подчас неожиданные, звуки: дрожащая трель «сирррр…», мяукающие крики «миу-миу…» или «эй-эй…», тонкие, похожие на позывки синиц свисты «сии-сии-сии…» и др. Пение представляет собой серии повторяющихся громких чистых свистов либо почти без пауз, либо более размеренных, с паузами в 1–1,5 сек.

Читать еще:  Чем опасна чешуйница для человека — чешуйчатые насекомые

Распространение

Одна из самых обычных и самых заметных лесных птиц. Численность северных популяций подвержена нерегулярным колебаниям, которые зависят от урожая основных кормовых пород.

Населяет самые разные типы лиственных и хвойных лесов, а также искусственные насаждения, сады, парки. Живет даже в лесотундровых редколесьях, однако максимальной плотности достигает в широколиственных лесах.
Преимущественно оседлая птица. Для молодых птиц характерны послегнездовые кочевки. В случае неурожая семян хвойных могут происходить массовые инвазии, особенно в западном и южном направлении, в такие годы в средней полосе России появляются птицы из Сибири.
Питание разнообразное, летом в рационе преобладают животные корма, зимой — растительные. Конец лета и осень поползни посвящают заготовке запасов на зиму — прячут семена, орешки бука и лещины в различные укромные места. Охотно посещают птичьи кормушки. Зимой часто присоединяются к смешанным синичьим стайкам.
Строго моногамный и территориальный вид. Начинает гнездиться в апреле-мае, редко раньше. Гнезда чаще всего устраивает в старых дуплах дятлов, иногда в естественных полостях деревьев, редко в трещинах скал или стенах зданий, охотно занимает искусственные гнездовья. Вся забота о гнезде, начиная со строительства вплоть до начала выкармливания птенцов, лежит на самке. Если леток в дупле или трещине слишком велик, птица вымазывает его края глиной до необходимого диаметра, а также заделывает все мелкие щели. Само гнездо представляет собой рыхлый наброс из тонких кусочков коры, сухих листьев, лишайников и хвои на дне гнездовой камеры. В кладке 4–13 белых с красноватыми или коричневатыми крапинками яиц. Инкубация длится 13–18 дней, выкармливание — 19–29 дней, в нем активно участвует самец. Птенцы становятся самостоятельными через 8–14 дней после вылета из гнезда.

Источники информации

Полный определитель птиц европейской части России / Под общей редакцией д.б.н. М. В. Калякина: В 3 частях. — Часть 3. М.: ООО «Фитон XXI», 2014.

Поползень птица. Описание, особенности, виды, образ жизни и среда обитания поползня

Поползень — размером с воробья, внешним видом похож на миниатюрного дятла, а любопытен как синица. Уникальность этой птицы заключается не только в быстром передвижении по гладкому стволу в разных направлениях, но и в умении висеть вниз головой на ветках.

Описание и особенности

Громогласный шумный поползень относится к отряду воробьиных, имеет компактное тело, короткий хвост и лапки с цепкими изогнутыми когтями. Размеры зависят от видовой принадлежности, длина — в диапазоне 10–19 см, вес — 10–55 г.

Большое распространение в России получил обыкновенный поползень, вес которого достигает 25 г, а длина тела — 14,5 см. В народе птицу называют волчок, ямщик, поползушка, на латыни — nuthatch.

Верх тела чаще серый или голубоватый, брюшко белое, у популяций, обитающих на Кавказе, — рыжее. Голова крупная, шею почти невидно. От массивного острого клюва до задней части головы через глаз проходит чёрная полоса.

Летает ямщик быстро и прямо при коротких перелётах, на дальние дистанции — волнами. Без остановок преодолевает расстояние не больше одного километра.

Хоть поползень и не относится к певчим птицам, голос его достаточно мелодичен и громок. Присутствует характерный свист «тци-ит», за что его и прозвали ямщиком, булькающие, клокочущие трели. В брачный период слышно позывку, а во время поиска корма звуки «тью-тью», «твить-твить».

Слушать голос поползня

Молодая птица поползень отличается от взрослой особи более тусклым оперением, а самка от самца — только меньшими размерами. Разнополые представители других видов имеют разный окрас макушки, подхвостья и боков.

Поползень получил свое название за умения перемещаться по деревьям вниз головой

Чтобы узнать, как выглядит поползень, сначала определяются с видовой принадлежностью. Систематизация птиц сложна и запутана. Семейство поползневых включает 6 родов и 30 видов.

Рассмотрим 4 вида поползней, обитающих на территории Российской Федерации:

Ареал распространения — от западных границ лесной зоны Евразии до Камчатки, Курил, Сахалина. Спинка птицы серо-голубая, цвет груди и брюшка северных популяций — белый, кавказских — рыжий. Хвост отмечен белыми пестринами.

На Урале живёт более мелкий подвид — сибирский, выделяющийся белыми бровями, лбом. Обыкновенного поползня узнают по чёрной «маске» на глазах, средним размерам тела 12—14 см. Селится в лиственных, хвойных, смешанных лесах, парковых зонах.

Птицы размером меньше воробья — 12,5 см отличаются ярко-рыжим оперением груди, белой шеей и чёрной шапочкой на голове, которая отделена от «маски» белой бровью. Самка менее яркая и заметная.

Если у кавказского обыкновенного поползня вся нижняя часть тела рыжая, то у черноголового только пятно на груди. Популяция распространена на западном Кавказе в пихтовых и сосновых лесах. Птица ведёт оседлый образ жизни, зимой спускается к побережью Чёрного моря.

Рыжегрудый поползень

Обитает на Кавказе на высоте до трёх тысяч метров над уровнем моря. Длина тела до 17 см. Окрас — светло-серый с переходами в более тёмные тона, с выделяемыми на общем фоне красными участками крыльев.

По отвесной поверхности утёсов стенолаз совершает мелкие прыжки, приоткрывая при этом необычной расцветки крылья. Гнездуется в скальных ущельях вблизи ручьёв или водопадов.

В связи с низкой численностью занесён в Красную книгу РФ. Ареал распространения — юг Приморского края. Небольшие, длиной 11,5 см птички создают локальные поселения. Обитают в лиственных, хвойных лесах, в сосновых борах и редколесьях.

Предпочитают передвигаться не по стволам, а по кронам, включая мелкие ветки. Максимальное количество яиц в кладке — 6 штук. Зимуют на Корейском полуострове.

К многочисленным видам кроме обыкновенного относится поползень:

Видовая принадлежность определяется мелкими размерами тела (11,5 см), серо-голубым оперением верхней части, рыжеватым окрасом брюшка и груди. У птиц есть характерная чёрная полоса, проходящая через глаз, чёрное пятно на макушке. Обитает преимущественно в хвойных, богатых кормом, лесах Северной Америки.

Читать еще:  Уход за бурундуком в домашних условиях

Самый мелкий представитель семейства поползневых весит всего от 9 до 11 г при длине тела 10 см. Голубовато-серый верх, белый низ, на макушке белесоватая шапочка. Обитает в хвойных лесах Мексики, Колумбии, западной части Северной Америки.

По стволам передвигается неохотно, чаще проводит день в кронах деревьев. Гнёзда вьёт в естественных углублениях старых деревьев. Кладка содержит до 9 яиц.

Место обитания соответствует названию. Имеет короткий клюв на небольшой голове 12-сантиметрового тела. Верхняя часть— стандартных серых и голубых тонов, низ бежевый, горло почти белое. Темя самца — чёрного окраса, у самки серого. Голос тоньше и глуше, чем у обыкновенного поползня.

Размерами и цветом оперенья похож на ямщика. Обитает на севере Израиля, в Сирии, Иране, южной и западной Турции, на о. Лесбос. Гнездуются в руинах, на утёсах, по оврагам средиземноморского побережья.

Достигает размера 16 см. Вес больше чем у гигантского —55 г. Спина серая, живот белый с рыжими подпалинами на боках. Ареал распространения — Закавказье, Центральная и Средняя Азия. Скальный поползень обитает и гнездуется в горах. Отличается громким свистом.

Яву, Суматру и Малайзию облюбовали красивые, резко отличающиеся от других видов, лазурные поползни. На спинке сочетаются разнообразные оттенки синего. Чёрное оперение покрывает заднюю половину брюшка, верх головы, область вокруг глаз. Остальные части тела белые. Выделяется необычный лиловый клюв.

К редким исчезающим популяциям, над которыми нависла угроза исчезновения, относится поползень:

  1. Алжирский, единственное место поселения которого расположено в отрогах алжирских гор Атласа.
  2. Гигантский, длиной до 19,5 см. и весом до 47 г.
  3. Белобровый, обитающий исключительно в Мьянме.
  4. Багамский(коричневоголовый), численность которого резко сократилась после урагана 2016 года в Карибском море.

Все виды объединяет сходство образа жизни, внешность. Основные различия — окрас оперения, область обитания.

Образ жизни и среда обитания

Птичка поползень активна и неугомонна. Целый день в поисках корма снуёт по стволам и веткам деревьев, делая короткие перелёты. Распространена повсеместно. Птицы создали поселения на большей части Европы, Азии. Их можно встретить в жарком Марокко и холодной лесотундре Якутии, в азиатских тропиках.

В России чаще селятся в лиственных, смешанных лесах, лесопарковой зоне, где много короедов, древоточцев, листоедов. Поедая жуков-вредителей, поползень продлевает жизнь деревьям. Птицы селятся и в зарослях ивняка, городских насаждениях, в горах Кавказа.

Ответить на вопрос, поползень перелётная птица или нет, односложно нельзя. В основной массе — зимующая. Недаром же каждая особь с осени до самых холодов добросовестно делает запасы корма, пряча орехи и семена в укромные места в районе гнездовья.

Косматый поползень зимой обитает на юге Корейского полуострова, куда перелетает из Приморья. Но это скорее исключение из правил. Если птиц не тревожить, то они годами придерживаются своего участка.

После того, как птенцы подрастают и покидают гнездо, семьи распадаются. Птицы видовых стай не образуют, но присоединяются к синицам, вместе с ними кочуют на недалёкие расстояния в поисках пищи.

Храбрый поползень зимой спокойно садятся на кормушки, а в холодную ненастную погоду, если его припасы разорили белки или бурундуки, могут запросто залететь в открытую форточку. Охотно селятся в маленьких домиках, сделанных для птиц человеком, в городской черте или на дачных участках.

Хорошо приживаются в домашних условиях. Для них подходят просторные вольеры, соседство чижей, коноплянок. Место жительства обустраивают веточками, качелями, трухлявым пеньком. Наблюдать за птицами, почти то же самое, что побывать на выступлении акробатов. При нормальном уходе и достаточном жизненном пространстве, поползень в неволе способен дать потомство.

Весной и летом в рационе ямщика преобладают насекомые. Особенно это относится к периоду гнездования, выкармливания птенцов.

Белковое питание включает:

  • личинок, гусениц;
  • мелких паукообразных;
  • жуков-вредителей (долгоносиков, листоедов);
  • мух, мошек;
  • червяков;
  • муравьёв;
  • клопов.

Чаще, насекомых поползень добывает, ловко бегая по стволам, веткам деревьев. Но иногда спускается на землю, отыскивая корм в траве и лесном дёрне. Осенью птицы любят полакомиться ягодами черёмухи, боярышника, плодами шиповника. Основной растительный рацион состоит из семян шишек хвойных пород, орешек бука и лощины, желудей, ячменя и овса.

Поползни почти не боятся людей и часто встречаются возле кормушек

По наблюдениям орнитологов у поползня хорошее обоняние, он никогда не заинтересуется пустым орехом. Твердую кожуру умело пробивает острым прочным клювом, прижав плод к поверхности ствола, удерживая его лапкой, или поместив в скальную расщелину.

Зимой храбрые птицы прилетают к кормушкам, сделанным человеком. В поисках еды не боятся сесть даже на руку с семечками или другим угощением. С осени до декабря хозяйственные поползушки создают кормовые закладки, размещая орешки и семена по трещинам коры или дупла в разных местах, чтобы запасы не пропали все сразу.

Размножение и продолжительность жизни

Половое созревание птиц заканчивается к концу первого года. Пары создаются раз и на всю жизнь. Брачная песня поползня раздаётся в лесу в феврале, а к концу марта пара присматривает участок гнездования. Подходят брошенные дупла дятлов или углубления от прогнивших веток. Главное, чтобы они находились на высоте от трёх до десяти метров.

Свои гнезда поползни размещают в дуплах деревьев

Леток и соседние участки коры заделываются глиной, смоченной слюной. Остаётся отверстие диаметром 3–4 см. По этому признаку определяют, что здесь поселились именно поползни. «Потолок» внутренней части дупла тоже «штукатурится», а нижняя часть выстилается толстым слоем трухи коры, сухих листьев. На обустройство уходит две недели.

Уникальны гнёзда скалистых поползней. Они представляют собой глиняный конус, прикреплённый к скале широким концом. Самое удивительное, что пространство около летка разукрашивается яркими перьями, оболочками плодов, лоскутами.

Это убранство сигнализирует другим птицам, что место занято. Внутренние стенки гнезда пара отделывает хитином (крыльями стрекоз, подкрылками жуков).

В апреле самка откладывает 6–9 белых с коричневым крапом яиц, высиживаемых 2–2,5 недели. В это время самец активно ухаживает за подругой, на протяжении светового дня предлагая ей корм. Когда появляются птенцы, оба родителя озабочены их пропитанием.

Более трёхсот раз за день приносят гусениц для постоянно голодного потомства. Летать птенцы начинают через три —четыре недели, но самец с самкой продолжают добывать им корм ещё две недели. После этого молодняк начинает питаться самостоятельно. Живут маленькие птички в условиях дикой природы или в неволе одинаково —10 лет.

Конспект занятия по познавательному развитию «Птица поползень»

Ольга Кудрина
Конспект занятия по познавательному развитию «Птица поползень»

Конспект

познавательное развитие

по технологии «Ситуация»

в разновозрастной группе компенсирующей направленности

«Птица поползень»

возраст детей (5-7 лет)

Цель: Познакомить детей с птицей поползень, продолжать развивать умение составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаболицу.

Задачи по образовательным областям:

Познавательное развитие:

— закрепить представления детей о зимующих и перелетных птицах;

познакомить с птицей поползень, его характерными особенностями;

Речевое развитие:

— совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;

— упражнять детей подбирать слова, противоположные по смыслу;

— активизировать словарь: зимующие, перелетные;

-способствовать совершенствованию умения составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу;

Художественно-эстетическое развитие:

— закреплять умение пользоваться клеем аккуратно, используя салфетки;

Социально-коммуникативное развитие:

— способствовать успешной работе в подгруппах, договариваться о последовательности выполняемой работы, воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе;

Письмо от Лесовичка, конвертик с изображением птиц в письме, знаки перелетных и зимующих, картинки с изображением перелетных и зимующих птиц на столе в группе, книга о птицах, видео-ролик о поползне, мяч резиновый средний для игры, магниты по количеству детей, коробочка с загадками, конверт со схемами мнемотаблицы, клей-карандаш по количеству детей, салфетки, перья птиц, шишки, ветки.

Ход занятия:

Дети находятся в группе с воспитателем.

1. Введение в игровую ситуацию. (3 мин)

— Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром, когда шла в садик

(демонстрирую детям перья различных птиц, шишки, ветки – предметы леса).

— Ребята, а чьи это перья?

— А откуда же шишки, ветки, хвоя?

— Верно, это предметы из леса…Интересно, как они к нам попали? А что это за конверт на подоконнике? (открывает конверт и читает письмо от Лесовичка: «Здравствуйте, ребята! У меня в моем сказочном лесу приключалась беда! Недавно я гулял по своему лесу, проверял все ли у меня в лесу в порядке, и повстречал птиц. Начал я проверять все ли перелетные птички улетели в теплые края. И вот, случилась со мной беда! Позабыл, я позабыл и перепутал названия птиц, Снегиря назвал Ласточкой, Сороку –назвал Дятлом! Посмеялись птицы надо мной! Совсем я стал старенький и все позабыл! А как же мне теперь за порядком в лесу смотреть? А вдруг какие -нибудь птички время года перепутают и не улетят во время в теплые края! Беда мне, беда, ребята! Помогите мне!» (воспитатель достает сверток, на котором изображены два прямоугольника – зеленый и синий, на которых схематично изображен косяк улетающих на юг птиц (зеленый прямоугольник) и кормушка (синий прямоугольник, и картинки (которые дети пока не видят-они в конверте) с разными птицами, которые необходимо наклеить в соответствующие прямоугольники)

Читать еще:  Стоп цистит для собак инструкция — нитроксолин для котов

— Вы хотите помочь Лесовичку? (да) А что мы должны сделать? (подсказать какие птицы зимующие, а какие перелетные)

-А вы сможете это сделать? (да) Почему вы так думаете? А если не сможете, что будем делать? (спросим у кого-нибудь или прочитаем в энциклопедии, или посмотрим в интернете)

Предлагаю сесть на стульчики.

2. Актуализация знаний. (5 мин)

— Для того, чтобы помочь Лесовичку нам самим сначала нужно вспомнить то, что мы знаем о птицах, верно? Давайте вспомним кто такие птицы? Где они живут? Чем покрыто тело птиц? Что есть у всех птиц? Какие виды птиц вы знаете? Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются? Какую пользу птицы приносят природе?

— Посмотрите, сколько изображений птиц лежит у меня на столе! (обращаю внимание на стол, где расположены картинки с птицами. Вместе с детьми переходим ближе к доске. Дети рассматривают некоторое время картинки).

-Каких из них вы знаете, назовите.

(ответы детей: Снегирь, синица, сорока, дятел, воробей, поползень, кукушка, ласточка, скворец, лебедь).

Птиц много. Давайте разберемся, какие из них перелетные, а какие зимующие. Ставлю на доску сверху два условных знака, обговариваем каждый знак.

-Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке №1 изображены силуэты птиц, летящих клином).

Дети: — Перелетные птицы.

-Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке № 2 изображена кормушка для птиц).

Дети: — Зимующие птицы.

— Молодцы, правильно догадались.

-Давайте разделимся на две группы. Зимующие и перелетные птицы. Возьмите все по одной картинке, внимательно рассмотрите ее и подумайте, какая у вас птица и решите к какому знаку вам нужно подойти.

Дети называют птицу на своей картинке и переходят к соответствующему знаку.

Ребенок: — У меня на картинке нарисована Сорока, это зимующая птица, я поставлю ее рядом со знаком «Кормушка»…. и т. д.

Дети располагают птиц под соответствующими знаками с помощью магнитов на доске.

Ответы детей. Среди птиц присутствует незнакомая птица, дети не знают к какой группе ее отнести

3. Затруднение ситуации (2 мин)

— А почему эту птицу никто не взял?

(ответы детей: не знаем что это за птица)

— Что будем делать? Как поможем Лесовичку? Что нужно делать, если чего то не знаешь, но хочешь узнать?

(ответы детей: спросить у того, кто знает, посмотреть в энциклопедии или в интернете, сделать самому, а потом проверить по образцу)

4. Открытие нового знания (8 мин)

Дети высказывают предположения о том, где можно взять информацию о незнакомой птице, предлагают почитать в книге «Зеленые страницы».

В книге находят картинку с изображением поползня и подпись к нему- воспитатель читает-ПОПОЛЗЕНЬ

-Ребята, эта птица называется Поползень! Но в этой книге только лишь картинка поползня, а описания нет! А давайте посмотрим один небольшой видео-ролик о птицах, я вчера его как раз смотрела, может быть там узнаем о птице ПОПОЛЗЕНЬ?

(просмотр видел-ролика о Поползне, дети сидят на стульчиках)

— Что мы узнали о поползне?

Поползень— это небольшая птичка, сверху оперение серого цвета с голубым оттенком, передвигается по стволу дерева интересным образом – головой вниз, очень подвижная птичка!

-Узнали мы с вами какая это птица зимующая или перелетная?

В-ль: Ребята, а вы не забыли от кого мы получили письмо? (от Лесовичка, верно, а Лесовичок живет в сказочном лесу? (Да, А в сказочном лесу происходят волшебные явления? (наверняка, да, а кто самый главный волшебник в зимнем сказочном лесу? (дед Мороз, Может быть и нам поможет дедушка Мороз справиться с нашей трудностью? (дети осматриваются кругом и находят под елочкой коробочку с загадками и замками)

КОРОБОЧКА С КОНВЕРТОМ, НА КОТОРОМ НАПИСАНЫ ЗАГАДКАМИ, СКРЕПЛЕННЫЕ ЗАМКОМ (отгадыватся загадка, открывается замок, дети стоят полукругом

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой –

Все равно ты будешь мой.

К зернышку прыг.

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

По стволам туда- сюда

Схватит в клюв жука — еда.

Ползает он целый день

Называют… поползень

В-ль достает карточки из конверта (из мнемотаблицы, показывает детям карточку и читает текст (дети садятся на стульчики)

КАРТОЧКА №1: «Птица, которая умеет передвигаться по стволу деревьев вниз головой называется — поползень.

КАРТОЧКА №2: Это небольшая птичка с коротких хвостом.

КАРТОЧКА №3: У поползня ножки короткие, а пальцы длинные с изогнутыми и очень острыми коготками.

КАРТОЧКА №4: Это позволяют поползню отлично держаться на стволе дерева вниз головой.

КАРТОЧКА №5: Окраски у поползня нежно-серого цвета с голубоватым оттенком верхней части тела и белым оперением брюшка.

КАРТОЧКА №6: Поползень очень подвижный, весёлый и неутомимый.

КАРТОЧКА №7: Питаются поползни, как и синицы, в основном, насекомыми, которых находят на поверхности или в коре деревьев. Кроме того они собирают и семена многих лесных растений.

КАРТОЧКА №8: Круглый год поползни любят делать запасы. Они прячут семена, семечки, орешки в щелях ствола, в трещинах коры, прикрывая их иногда кусочками той же коры.

КАРТОЧКА №9: Зимуют поползни, никуда не улетая, в своём родном лесу. Посещают в этот период ближайшие деревни и сёла, залетают в города.

— Скажите ребята, теперь мы узнали какой птицей перелетной или зимующей является поползень? (зимующей)

5. Включение нового знания в систему знаний (5 мин)

— Сейчас я предлагаю вам самим рассказать о поползне с опорой на эти схемы, чтобы мы с вами еще лучше запомнили про эту необычную птичку- поползень, хорошо?

Воспитатель выставляет схему на доску: название, части тела, цвет, где живёт, чем питается

Составление рассказа о поползне детьми (2-3 рассаказа)

-Молодцы, а сейчас давайте немного поиграем с мячом:

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

У поползня туловище мелкое, а у вороны — (крупное) .

У сороки клюв большой, а у поползня-… маленький

У поползня хвост короткий, а у дятла-…длинный

У поползня лапки тонкие, а у вороны-…толстые

— Ребята, настало время отправлять письмо Лесовичку. Сможем мы теперь легко разделить птиц на две группы?

В-ль достает из письмо Лесовичка, разворачивает его, дети приклеивают изображение птиц на письмо, разделяя птиц на две группы: перелетные и зимующие.

6. Осмысление. Итог (2 мин.)

— Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? Кому мы сегодня помогли? А почему нам удалось помочь? Ребята, а нам сразу удалось оказать помощь Лесовичку? В чем у нас было затруднение? Как мы справились с трудностями? Стыдно чего то не знать? (ответы детей: не знать-не стыдно, стыдно-не хотеть чего то узнать) Я сегодня за вас очень рада, вы большие молодцы!

Конспект занятия по познавательному развитию «Необычный цветок» Конспект по познавательному развитию Воспитатель обращает внимание детей на необычный цветок. Воспитатель: Он вырастет там, где дети много.

Конспект занятия по познавательному развитию «Капелька» Конспект занятия по познавательному развитию «Капелька» ЦЕЛЬ: ознакомление детей со свойствами воды. и делать выводы. Программное содержание.

Конспект занятия по познавательному развитию «Паха» конспект занятия по познавательному развитию»Паха» Цель занятия Обобщение (уточнение) знаний у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Конспект занятия по познавательному развитию «Ах, матрёшечка, матрёшка» Тема: «Ах, матрёшечка- матрёшка!» Программное содержание: Продолжать формировать представление о народной игрушке- матрёшке. Продолжать.

Конспект занятия по познавательному развитию «Игры адаптации» Цель: — закрепить знание детей, о лисе, ее внешнем виде и образе жизни; — упражнять детей в различии на ощупь кубика и мячика, а так же.

Конспект занятия по познавательному развитию «Волшебная щёточка» Цель : выяснить роль зубов для человека, что для зубов вредно, что полезно, изучить приемы правильной чистки зубов, изучить правила ухода.

Конспект занятия по познавательному развитию «День земли» Конспект занятия по познавательному развитию тема:«День земли» Цель: Формирование экологической культуры детей, ответственного отношения.

Конспект игры-занятия по познавательному и художественному развитию детей старшего дошкольного возраста «Птица Счастья» методическая разработка игры-занятия по познавательному и художественному развитию детей старшего дошкольного возраста» • «Художественное.

Конспект занятия по познавательному развитию «Зернышко» Цель занятия: познакомить детей со сказкой В. Сухомлинского «Одно — единственное в мире маковое зернышко», учить детей замечать красоту.

Конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи в подготовительной группе «Спасение солнышка» Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 43»- «детский сад 40» Познавательное развитие.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector